Война разделила жизнь семьи Мицкевич на «до» и «после»

Школьница Ада Мицкевич с мамой (Емва)

С КАЖДЫМ днем все дальше от нас уходят те события, и уже не долог тот день и час, когда на земле не останется очевидцев той страшной войны. Жительница Емвы Ада Александровна Мицкевич бережно хранит поздравления президента с очередной круглой датой полного освобождения г. Ленинграда от фашистской блокады, их у нее несколько — за подписью Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

День рождения Ады Александровны 27 мая — совпадает с днем основания г. Санкт-Петербурга и профессиональным праздником библиотекарей, это не могло не отразиться на непростой судьбе коренной уроженки г. Ленинграда.

4 февраля А. А. Мицкевич вручи- ли памятный знак за подписью врио губернатора г. Санкт-Пе- тербурга А. Беглова

За час до войны
Ада Александровна родилась в обеспеченной ленинградской семье. Мама Нина Александровна работала чертежницей-копировщицей в Ленинградском производственном объединении «Красная заря», отец был моряком в Кронштадте, бабушка Елена Максимовна трудилась вагоновожатой, водила трамваи, дедушка Мирон Максимович заведовал аптекой. По тем меркам семья была более чем обеспеченной, проживала в огромной четырехкомнатной квартире в самом центре города по ул. Чехова в начале Невского проспекта, в шаговой доступности располагались Казанский и Исакиевский соборы, студия «Ленфильма». Ада была единственным ребенком в семье. В 1941 году, когда началась война, она с бабушкой была на даче. Начиная с весны и до глубокой осени многие ленинградцы снимали дачи и жили за городом на свежем воздухе, выращивая урожай овощей и фруктов. «О том, что началась война, мы не знали, — делится воспоминаниями моя собеседница, -срочно приехала мама, и мы успели вернуться в город, пока немцы не отрезали железную дорогу».

На начало блокады в Ленинграде было немало запасов продовольствия, однако фашистские захватчики целенаправленно бомбежками уничтожили Бадаевские продовольственные склады, топили баржи с зерном. Очень скоро город остался без отопления, воды и электричества.

Школьница Ада Мицкевич с мамой3

Голод — это очень страшно
Первая зима в осажденном городе выдалась очень суровой, 40-градусные морозы для ослабленных и голодных жителей Ленинграда были смертельно опасны. Ежедневно от голода и холода умирали тысячи человек. Пайка хлеба для взрослых и детей составляла 125 граммов, причем более 50% были различные примеси, хлеб был практически несъедобным. Выдавали его по карточкам в булочных, очередь приходилось занимать глубокой ночью, иначе положенной пайки могло не хватить. За водой ходили к прорубям, очень многие там и замерзали намертво. Ада с семьей перебрались жить в одну комнату, где была буржуйка. Чтобы хоть как-то обогреться, жгли в ней мебель, книги, двери, все, что хоть как-то горело.

Вам будет интересно прочитать  Мир молодой семьи

Спать приходилось в верхней одежде. Очень быстро в городе не осталось собак, кошек и даже птиц, люди выживали как могли. «Мы с бабушкой ходили в Летний сад, собирали листья, траву, делали из них лепешки, еды не хватало катастрофически. Голод — это очень страшно», — вспоминает блокадница.

Папа маленькой Ады умер еще до войны, серьезно простудившись во время службы на крейсере «Карл Либкнехт».
Весной умер дедушка от голода, хотя как ответственный работник получал повышенный паек.

Школьница Ада Мицкевич с мамой2 (Емва)
Ада Александровна более
35 лет отработала в сфере
культуры района.

Екатерина ЕШКИЛЕВА.

Полностью статью читайте в газете «КВ» за 15 февраля 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Княжпогостские вести/Емва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.