Горькая память детства

Подоров Алексей Васильевич

Когда началась война, мне шел второй год. И, конечно, о ее начале знаю из уст матери. Однако последующие годы войны помню, их не забыть…

22 июня в 1941 году напали на нашу Родину фашисты. Мой отец, Алексей Васильевич Подоров, с братьями ушел на фронт на второй день. Мы остались с двоюродным братом — ему 2 года, а мне 1 год 7 месяцев. Меня нянчили тетя с мужем и моя бабушка. Маму я почти не видела. Летом она сено косила на дальних участках, к осени возвращалась домой на уборку урожая. Тогда с серпом в руках весь урожай убирали одни женщины. Ни тракторов, ни комбайнов не было, и не зарастала земля-матушка бурьяном. Зимой лес валить ездили. Когда мне было 4 года, мать взяла меня с собой, давали 200 г бесценного черного хлеба. Так три зимы в бараке жила, глядела в окно малюсенькое, когда мама придет. Света не было, керосин берегли. Когда приходили, зажигали лампу, топили печку. Все мокрые, голодные. Старались к печке кастрюли и чугунки быстрее поставить. Чуть до драки дело не доходило. Мне маму очень жалко было, я за неё держусь и начинаю громко реветь. Всё внимание на меня — ребёнок плачет, так спасала маму, чтобы не обижали её.
Один год женщина тоже приезжала с дочкой, но имени не помню. Мать Вастой звали, родом с д. Злобы. После 6 лет меня больше с собой мать не возила. Пришло извещение, что погиб отец. Никогда не забуду слез близких мне людей. Это были слезы горя и мои слезы, ребенка войны. Но жизнь идёт. Мне скучать некогда, растет двоюродный брат Коля. Я очень любила детей. И друг за другом в семье у тётки родились на мою радость Валя, Ваня, Саня, Шурик и Алексей. Бабушке я как могла, так и помогала. Только она меня учила как кормить, пеленки подкладывать. На руки брать ребенка не разрешала, а только доверяла люльку качать. В то время с детьми не сидели, т. к. все работали. Тетя с дядей меня не обижали. Она была родной сестрой моего отца. Так я и выросла в большой семье, уму-разуму научилась. А потом пошла в первый класс, мама дояркой устроилась, жили вместе. Но братьев и сестер не забывала, по несколько раз в день бывала у них. Вот такая привычка — два дома иметь.

В 16 лет пошла работать, даже паспорта не было. Первую получку потратила на ситец — бабушке на сарафан, а себе на платье. Позже стала работать в бараночном цеху сменным мастером. Всё нужно было делать самой — и дрова таскать, и печку топить, и тесто замесить вручную. Всюду надо успеть, за всё отвечать, а мне ведь только 17-й год пошел. А теперь молодым другая дорога — побогаче жить, да ничего не делать.

Вам будет интересно прочитать  Леди с винтовкой

Со временем стала получать больше денег — доплата за малолетство, за переработку. Могла порадовать гостинцами своих братьев и сестер. Они меня всегда ждали. У другой тетки было четверо сыновей. Они научили меня рыбу ловить, лодкой управлять. Отца ждали с матерью долго, но не судьба. После войны не все возвратились солдаты домой. В нашу деревню вернулся со Злобы Николай Подоров (Мишень Коль), он был в плену, и Мальгин, с пос. Железнодорожный. Я его помню, у него руки не было. Он долго ходил по деревням после войны, налоги собирал. Бабушка узнала, что с моим отцом ушел на фронт Поляков (имени не знаю) с села Серегово. Сперва они были в Вологде 2 недели. Отец каждый день писал. Письма с фронта ждали и с радостью, и с тревогой. Я до сих пор храню письма: «Любимая, береги дочь и маму, мы скоро поедем бить врага».

Полный состав безоружейных попал в лапы врага в Риге. Овчарками, автоматами загнали за колючую проволоку. Дядю моего застрелили, он не смирился и плюнул в лицо врагу. Солдат заставили строить баню, затем вели строем, но оттуда больше никто не возвращался. Чёрный дым валил крематорием. Превратились в белых лебедей наши дорогие защитники, родные люди. Кому это было выгодно, предателям и врагам!

По рассказу матери, отец был как снайпер, в белок стрелял только в глаза. До войны он на сезон нанимался в охотобщество. А на фронт не попал, попал к палачам в крематорий. Вот как судьба сыграла в злую шутку. С поля боя не возвратился и мамин брат Александр Алексеевич Пархачев. Он погиб на Ладожском озере. Также не вернулись с фронта Александр Иванович Подоров, погиб в Калиниградской области в с. Нечкино, Дмитрий Григорьевич Подоров и брат отца Иван Васильевич Подоров.

Разве забудешь это горе, со слезами вспоминаю годы войны. Хоть я была маленькая, но ничего не забыла, как мы собирали весной гнилую картошку, ели щавель, траву всякую, лишь бы сытно было. А теперь в магазине всё есть, но уже есть не хочется, постарела.


Олиандра Подорова, дитя войны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Княжпогостские вести/Емва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.