Праздник 9 Мая — это день безграничной гордости за каждого, кто воевал на фронте, стоял у станка, работал в поле, растил детей в годы военного лихолетья, ждал с войны сына, отца, мужа. И это день памяти тех, кто в смертельном бою с фашистскими захватчиками отстоял мир на земле ценой невероятных усилий и огромных жертв. Победа оплачена миллионами жизней.
Мы помним о прошлом и благодарим ветеранов за Великую Победу. Вечная слава павшим и живым! Низкий поклон всем ветеранам, труженикам тыла!
Инна ДМИТРУНИНА:
Мой дедушка — Алексей Тимофеевич Усанов, шофер третьего батальона, 41-го автомобильного полка. Работал по доставке боеприпасов и ГСМ. С 20 по 31 января на своей машине сделал пробег 2282 км. Перевез 21 тонну грузов со среднесуточным пробегом 326 км против нормы 160 км и сэкономил 21 литр горючего. Это был уже подвиг.Машину всегда содержал в боевой готовности и отличном техническом состоянии. Алексей Тимофеевич удостоен ордена «Красной звезды». Я горжусь своим дедушкой!
Любовь ТЕЛЮПА:
С болью в сердце вспоминаю рассказ о той войне, моей мамы — Елены Аксентьевны Шарченко, уроженки Украины. Когда началась ВОВ, маме было 23 года. Ее двух старших братьев сразу призвали на фронт. А затем начали увозить молодежь в Германию. То, что ей и другим молодым людям пришлось пережить, сложно описать словами. Любые команды фашистами говорились на немецком, не понятном им языке. Поэтому плёткой доставалось всем. Ведь угнаны они туда были в качестве рабочей силы и с ними не церемонились. Не считали за людей.
На этом фото маме 64 года, а видно ведь, что горя хлебнула немало. Это и тяжёлый труд в колхозе после войны. Ведь вся тяжёлая работа легла на плечи женщин, т.к. многие мужчины не вернулись с войны, а те, что вернулись, покалечены. Разруха была такая, что восстанавливали потом ещё долго. И все было на женских плечах — голод, холод, непосильный труд.
Откуда только силы брали? Мама мне говорила: «Бегаешь за прицепом тракториста, что пятки трескаются, а вечером бежали в клуб на танцы. Молоды были, счастливы, что закончилось военное время, и верили в будущее. Только благодаря нашей доблестной Советской Армии страна была освобождена.
Сначала их вывезли во Францию, потом в Будапешт. И только в 1946 году моей маме посчастливилось увидеть своих родных. Лучшие годы забрала война.
Говорят, история повторяется. То, что на Украине через столько лет после войны неофашисты творят ужасы, убивают своих же людей, да, поверишь, что история повторяется. Но я верю в силу духа нашей Российской армии и точно знаю, что поставленная задача нашим Президентом будет выполнена. Наше небо должно быть чистым, мирным. С наступающим праздником, Днём Победы!
Галина АРЛАУСКЕНЕ:
В 1941 году моего отца, Ивана Егоровича Гридасова, забрали на войну. Ему было всего 20 лет. Он призывался с Курской области. Прошел всю войну. После окончания войны был направлен в Республику Коми в п. Железнодорожной на оперативную работу. Тогда часто были побеги заключенных и на дорогах выставлялись посты по проверке документов.
Куда направят, в том месте и находился. Однажды они были на посту в районе с. Серегово. Отец познакомился с девушкой. Звали ее Дина Пантелеймоновна Немчинова. В 1949 году они поженились.
В мирное время отец работал солеваром на сользаводе. Ему дважды присваивали звание «Ударника пятилетки», помещали на Доску почёта. Впоследствии на здоровье сказались и военные годы, и тяжёлый труд солевара. Работа была трудная. Рабочие топили печи, выпаривали рассол, а затем выгребали соль из чанов. Так и трудился отец на солеваренном заводе вплоть до выхода на пенсию.
В семье было 6 детей. Живы на сегодняшний день я и мой старший брат. Мама Дина работала дояркой в колхозе. На подворье держали корову, ухаживали за огородами. Отец успевал сено косить, грибы и ягоды собирать до работы. Крутился, как волчок, чтобы накормить свою семью.
А еще он был первый парень на деревне, так как хорошо играл на гармони и его всегда приглашали на праздники, торжества.
Любовь МЕРКУЛОВА:
Мой дедушка, Константин Степанович Челпанов, 1904 года рождения, уроженец с. Гам Усть-Вымского района. Он был призван на фронт в 1943 г. На войне, как на войне. Всякое бывало, но дедушка мало рассказывал о фронтовых днях. В 1945 г. был демобилизован. Сохранилась лишь одна фотография довоенного периода.
Бабушка — Мария Петровна Челпанова, 1907 года рождения, родом из деревни Весляна Княжпогостского района, В тылу ей также приходилось много и тяжело работать в колхозе с. Визинга Сысольского района. Все мужчины были призваны на фронт. В деревне остались только дети, женщины и старики. Они также своим героическим трудом приближали Победу!
Галина БЕЛЯЕВА:
Мой отец — Тимофей Иванович Ярыгин воевал под Москвой. Дважды был контужен. Второй раз тяжело. Долго лечился в госпитале, по-моему, год. Стал инвалидом и был комиссован.Проходил службу в 40-й саперной бригаде 860 стрелкового полка, рядовой. Родился в Липецкой области, село Дубовое. Семья была многодетной. У отца воевали еще несколько братьев, все погибли.Став инвалидом, отец по возможности работал на разных работах, но в связи с ухудшением здоровья был вынужден уйти с работы.
Надежда ГАЛАНОВА:
Мой отец — Василий Васильевич Федоров. Родился под Новгородом. Когда началась война, ему было 14 лет. На реке Волхов помогал бойцам, подвозил снаряды на телеге. От взрывной волны он был контужен.
В марте 1945 года отца призвали в ряды Красной армии. Василий Васильевич — участник боев с Японией. Служил радистом. Награжден медалью «За Победу над Японией» и др. После войны жил в м. Ачим.
Вера СМЕКАЛОВА:
Мой дедушка, Николай Павлович Смекалов, воевал на Ленинградском фронте. Он оборонял родной блокадный Ленинград, где находились его жена и четверо детей. Дедушка рассказывал мне о той жестокой войне, о тяжелейшем периоде, который пришлось пережить городу и людям. Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей. Люди мужественно переносили суровую блокаду города. Продовольствия в городе не хватало, так как фашисты уничтожили продовольственные склады. Мой дед вместе со своими однополчанами в лютые морозы, под обстрелами фашистских самолетов, доставляли муку в город, тем самым, спасая людей от голода. Я горжусь своим дедом. Он настоящий герой!
Софья ЖИЛИНА:
В истории нашего государства было несколько разрушительных войн. Но самой страшной, коснувшейся почти каждой семьи, стала Вторая мировая, для нас — Великая Отечественная война. В нашей семье воевал мой отец — Иван Иванович Рычков, его брат Михаил, Николай, племянник Питирим, дядя Степан Моисеевич 1898 г. р, Илья Степанович 1926 г. р, у мамы брат Илья Иванович Туркин.
С фронта вернулся отец и его племянник Питирим. Мой отец, Иван Иванович Рычков, был призван на фронт в июне 1941 года Усть-Вымским районным военкоматом. По его воспоминаниям, с собой надо было взять еду, запасное нательное белье.
Из деревни Закорд Коквицкой горы, плыли на пароходе. Провожали жены, сестры, плакали, горевали. У папы было уже двое малолетних детей. В Вологде определили в состав -1016-й стрелковый полк, 288-й стрелковой дивизии. Земляки старались держаться друг друга. Воевал он в Ленинградской области.
В 1941 г. враг стремительно наступал. Шли непрерывные бои. Дух солдат поддерживали политруки, показывая личный пример во всем. В ноябре 1941 г. отца приняли в партию. Немцы на нас напали, они убивать были подготовлены. Круглосуточно велись земляные работы под взрывами снарядов. Бои шли под населенными пунктами Остров Грузино, Переход, Выя, Пшеничный. Это архивные данные. Возможно, в этих боях 2 декабря 1941 г мой отец был ранен.
На наш запрос из архива пришла такая справка: «Сквозное пулевое ранение левой половины грудной клетки в области плечевого пояса, проникающее с переломом лопатки. В связи с чем, с 3 января 1942г находится на лечении в эвакуационном госпитале 3047 г Миасс Челябинской области. Затем выбыл по месту жительства».
Домой, как я помню по рассказам мамы, он привёз бритву немецкую, кожаный ремень, алюминиевую кружку, миску, ложку, где были нацарапаны его инициалы. Отличался отец честностью, ответственностью, поэтому его всегда приглашали сторожить продуктовый груз, привозимый на барже по весне. Отец особо о войне не любил вспоминать, но всегда с теплотой отзывался о Иосифе Сталине, что он жалел солдат на войне. Возможно, солдатам так преподносили информацию.
«Когда последний взрыв раздался, не умерла война во мне. Я долго-долго остался солдатом в мирной тишине», — писал поэт Евгений Иванов. Мой отец, Иван Иванович Рычков, умер в 1980 г после долгой болезни.
Оксана КИСЕЛЕВА:
Мой прадед, Егор Дмитриевич Касатов родился в 1912 году в д. Крюковка Крюковского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области. Семья состояла из пяти человек: жена Елена и четверо детей. Накануне отбывки на фронт был вызван в сельсовет. На следующий день уехал в Мичуринск в военкомат и домой не вернулся.
На фронт призван 23.06.1941 г. Мичуринском РВК. Красноармеец. Рядовой 595 стрелкового полка 188 стрелковой дивизии 11 армии Ленинградского фронта. Участвовал в боях за г. Старая Русса, где был ранен 8 августа 1942 г. и потерял правую руку. Стал инвалидом войны 2 группы.
Был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени. После войны работал председателем колхоза «Красный Восток», заведующим фермой в д. Крюковка Мичуринского района Тамбовской области. Умер и похоронен там же в 1971 году.
Гулизара АБИЛОВА:
Моя бабушка Маргарита Алексеевна Шарова родилась 28 октября 1923 года. В семье всего было 7 человек — четыре сестры и трое братьев. По старшинству она была третьей. Последнее время писала обо всем — свою биографию, рассуждения, сны, песни, свои стихи, вклеивала картинки и сама рисовала. К сожалению, не сохранился альбом. Мы его так и не нашли.
Ее отец был русским, а мать чешкой. Во время Первой мировой они и встретились. Стали рождаться дети. Бабушка моя родилась под дубом, на границе Чехословакии, когда возвращались в Россию. Так и говорила, шутя: «Мое место под дубом».
Когда началась Великая Отечественная война, она добавила себе 2 или 3 года, чтобы пойти работать на завод и получать паек. Худенькая, невысокая, работала на фрезеровочном станке, делала заготовки для снарядов, стоя на ящике, чтобы удобнее было работать.
Она вообще рассказывала, что мама не помнила точные даты их рождения. Писала примерно, даже имена. По паспорту она Ирина, а на самом деле звали ее Ритой.
Конечно, были трудные времена. Когда она рассказывала, мне не верилось, что люди могли выжить в этих условиях. Насколько поколение тех лет было выносливым, сильным и при этом крепким. Любила петь. Пела прекрасно, играла на гитаре и магдалине.
Медаль «Труженик тыла» была вручена гораздо позже. И я помню, как она с сестрой радовалась, что их отметили. Они всегда отмечали День Победы. Вспоминали, пели, много говорили. Я часто вспоминаю те времена, когда все были живы. Здесь жили ещё две сестры, но они были старше ее — Ада и Мария. Как они умели отмечать праздники — дружно, весело и очень любили жизнь.
Маргарита Алексеевна Шарова работала на машиностроительном заводе им. Калинина в г. Кинешма. Сначала была учеником фрезеровщика, потом фрезеровщицей, токарем.
Медали — 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945, За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Их было много.
Образования у Маргариты Алексеевны не было. В трудовой книжке написано — начальное. Жили бедно. Носили по очереди обувь, вещи. Водилась с младшими, помогала маме. Отец рабочий, мать — по дому.
Бабушка моя, я ее называла ласково бабуля, была жизнерадостной, строгой, веселой и очень красивой. Всегда одета аккуратно. Сама шила. У нее была старая ножная швейная машинка, которая слушалась только ее. Сама вязала крючком, вышивала. Поэтому была модницей. Своими руками зарабатывала себе на кусок хлеба в послевоенные времена. Без дела никогда не сидела. В выходные я просыпалась от запаха выпечки. Она работала поваром много лет. Поэтому рано вставала, готовила все с утра, но выходные — это был праздник. Выпечка простая и всегда вкусная.
Умерла она в 1999 году. У нее не было одной ноги, сахарный диабет. И всё-таки после ампутации она не теряла бодрости и сама себя обслуживала. Через год ее парализовало, она быстро восстановилась. Оторвался тромб. И бабули моей не стало. Это для меня было ударом. Первая потеря в моей жизни. Хотелось, чтобы она была всегда рядом. Она теперь всегда рядом в сердце, в памяти, в том счастливом детстве, когда все были молоды и живы.
Надежда КОСНЫРЕВА:
Мой прадед — Иван Степанович Щанов, 1899 г. р. Призван в первые дни войны Железнодорожным РВК.
Дома остались жена Александра Васильевна Щанова и 8 детей. Я открываю «Книгу памяти», сотни тысяч имен, сотни тысяч судеб, перемолотых в страшной мясорубке войны. Среди них имя и моего прадеда — Ивана Степановича Щано-ва, 1899 года рождения. Напротив скупые строки: «уроженец с. Онежья. Призван Железнодорожным РВК.
Первым парнем на деревне был мой прадедушка. Высокий, рыжие вьющиеся волосы, голубые с хитринкой глаза. Здорово играл на гармошке. Тихо и размеренно текла жизнь Ивана Степановича: дом, хозяйство, большая дружная семья — с женой Александрой растили они восьмерых детей. В 1941 пришла война. Со слезами на глазах проводили Щановы отца и мужа. Вскоре узнали, что Иван Степанович — пулеметчик и служит в 68-ом запасном стрелковом полку. В нашей семье, к сожалению, сохранилось только одно письмо от дедушки Ивана, адресованное его дочке Клавдии, от 1 июня 1942 г. Уже совсем истерты страницы, и всех слов не разберешь, но для нас — это настоящая семейная реликвия. Сколько в этих строках беспокойства за семью, за жену Александру и детей. Ведь еды было мало, несмотря на деньги, которые Иван Степанович присылал каждый месяц. Переживал и за старших сыновей: Вася отчего-то не отвечал на письма, а Веня бросил учение, сбежал домой из ФЗО (школы фабрично-заводского обучения). Невмоготу стало терпеть голод. Любимой доченьке Клаше наказывал: «Будь послушной, ведь теперь война, не нервничай и ласковой хозяйкой живи». И лишь в конце письма немного написал о себе: «Я пока жив-здоров. Нахожусь не на самой передовой, а в 7-10 км позади. Здесь только снаряды бывают. Живем пока хорошо, днем всегда работаем, ночью отдыхаем. Спокойно, тепло, питания в среднем хватает. С этим и закончу, дочка. Крепко целую издалека».
Больше писем не было, много позже, стыдливо пряча глаза, девчонка-почтальон вложила в руку прабабушки бумажку-извещение. Летом 42-ого пулеметчик Щанов Иван Степанович пропал без вести в районе Невского пятачка у Синявинских высот при попытке прорыва блокады Ленинграда. Ему было 43 года.
Светлана ПУДОВА:
Что же такое реликвия? В словаре Ожегова написано, что «реликвия» — это вещь, свято хранимая и почитаемая, связанная с историческими событиями. Семейная реликвия — это предметы, передающиеся по наследству из поколения в поколение и имеющие особую значимость для всех членов семьи.
В нашей семье семейной реликвией мы считаем боевые награды моего прадедушки. Почему же мы ими так дорожим?
Великая Отечественная война — самая жестокая и ужасная война за всю историю человечества. Эта война оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны.
Участником Великой Отечественной войны был мой прадедушка — Иван Григорьевич Трошев. К сожалению, прадедушка умер еще до моего рождения и информацию о его боевом прошлом рассказали мои родственники. Мой прадед родился в 1920 году в селе Шошка. В 1940 году был призван на срочную службу в ряды Красной армии. Службу проходил на западной границе СССР с Украиной в артиллерийском полку. Войну застал на службе. Рано утром их разбудила канонада. Выбежав на улицу, они увидели алое небо от множества выстрелов. Так, мой прадед и его сослуживцы узнали о начале войны. Обороняли Киев, но по причине численного и вооруженного превосходства противника, были вынуждены отступать.
В августе 1941 года в районе украинского города Умань были вначале окружены, а затем практически полностью уничтожены соединения 6-й и 12-й советских армий. Около 18500 наших воинов погибло и 65000 человек попало в плен. Мой прадед оказался в числе военнопленных, которых поместили в «Уман-скую яму».
«Уманская яма» — это концлагерь, расположенный на месте кирпичного завода, который представлял собой глиняный карьер шириной около 300 м и длиной около 1 км, с отвесными стенами высотой до 15 м. Пленных не кормили, воды не давали. Они изнемогали под жарким солнцем и проливными дождями. Все лужи повыпивали, начали есть глину. Потом эта глина сбивалась в комок, и человек умирал в тяжелых муках. Прадедушке удалось выжить лишь потому, что он голодал.
Прадедушка рассказывал, что несколько раз пытался бежать с несколькими сослуживцами, но их ловили с помощью собак. Однажды, когда им удалось сбежать в очередной раз, спрятались в стогах сена, немцы штыками прокалывали сено, многие погибли.
Затем, моего прадедушку и других военнопленных отправили в Майданек — это второй по величине гитлеровский лагерь смерти в Европе. Лагерь был расположен в восточной части города Люблин на площади в 270 гектар. Изначально лагерь был рассчитан на 5000 заключенных, однако в реальности там располагалось около 250000 заключенных. Военнопленных использовали в рабском труде на фабрике по производству обмундирования и на оружейном заводе.
Позже прадедушку перевезли еще в один концлагерь, но, к сожалению, о нем мои родственники не знают. Весной 1945 года он и другие заключенные были освобождены американскими войсками, которые и сообщили об окончании войны. Прадедушка был очень болен в тот период и ему сделали операцию американские врачи, поставили «на ноги». Предлагали уехать в Америку с другими бойцами, но мой прадед был патриотом и с нетерпением ждал возвращения домой.
Однако служба в рядах Красной армии была не окончена, поэтому прадед еще в течение года продолжал проходить службу в артиллерийском полку Красной армии.
Рано утром 1946 года прадедушка вернулся, но внешний вид его был настолько ужасным, что он дождался темноты и лишь тогда прошел по родному селу домой.
Смотрю на две фотографии, с разницей в 6 лет. Одна фотография сделана в довоенные годы, другая — в послевоенные. На одной — молодой парень, на другой — седой и морщинистый мужчина.
В этом же, 1946 году, женился. Жена, моя прабабушка — Ксения Ивановна Трошева, приехавшая из Усть — Вымского района молодая девушка. Родили четверых детей, двое из которых умерли…
Многие годы мой прадед проработал в совхозе «Вымский» слесарем.
Свято храним мы награды прадеда: боевые и юбилейные. Вот медаль «За оборону Киева», которая была вручена лишь двум людям из Республики Коми, орден Великой Отечественной войны и несколько юбилейных медалей. Каждый год 9 мая мы идем на Парад Победы, а затем на кладбище, чтобы почтить память наших предков.
Со слов моих родственников, прадедушка не любил рассказывать о войне, часто плакал, вспоминая военные события. Много горя принесла эта война.
Смотрю на боевые награды и понимаю — это, действительно, великая ценность память о тех страшных годах и гордость за наших предков, это реликвия, а для меня — семейная реликвия, которую мы будем хранить и передавать по наследству из поколения в поколение. Чтобы никто не забывал: люди должны помнить свою историю.
Людмила БАБАК.