Экспедиция к могиле героя

На прошлой неделе состоялась выездная поисковая экспедиция районного музея в Синдор.

На прошлой неделе состоялась выездная поисковая экспедиция районного музея в Синдор. Историки разыскивали могилу легендарного машиниста Ивана Пироженко, героя блокадного Ленинграда, первым доставившего поезд с продовольствием в умирающий от голода город.

Как мы уже писали, в краеведческий музей обратились их коллеги из Ленинградской области с просьбой найти место захоронения Ивана Пироженко, чтобы установить памятный монумент на его могиле. И вот 21 июня поисковый отряд отправился в Синдор. Кроме самих музейщиков, директора Оксаны Киселевой и научного сотрудника Оксаны Лятиевой, в экспедиции приняли участие волонтеры из Емвы: Андрей Кортелев и Мария Толстикова. В Синдоре к поисковому отряду присоединились сотрудники Досугового центра во главе с Ниной Кастрицей, секретарь местной ячейки совета ветеранов Земфира Полугрудова и школьники-юнармейцы.

Когда все были в сборе, началось обсуждение плана действий. На тот момент было известно, что следует искать могилу без ограды, расположенную недалеко от входа на кладбище, на которой установлен металлический крест без таблички с именем. У Ивана Павловича здесь не было родственников, которые бы позаботились о его погребении, поэтому все хлопоты взяла на себя местная администрация. Одежду для покойного собирали всем миром жители поселка, а хоронили его солдаты-срочники.

Скоординировав действия, обильно облившись антикомарином, поисковый отряд разошелся по кладбищу. Надо сказать, что синдорское кладбище очень чистенькое, ухоженное. Здесь отсутствуют стихийные свалки с отслужившими свое венками и прочими похоронными атрибутами. Как на любом погосте, здесь множество безымянных могил, но и они не остаются без внимания живых. Вот холмик, над ним высится столбик, оставшийся от деревянного креста. Ни оградки, ни имени. Но на могилке обязательно увидишь искусственные цветы, воткнутые чьей-то заботливой рукой, конфеты, где-то даже рюмку. Видимо, местные жители считают, что чужих могил не бывает, и приходя на кладбище помянуть своих родных, не забывают и их безымянных соседей.

Также все члены отряда отметили, что здесь очень немало могил с пятиконечными звездами на обелисках. Так когда-то отмечали могилу ветерана войны. На многих из них висят ржавые, покосившиеся таблички с именем, которое уже трудно разобрать. Конечно, их нужно привести в порядок, где-то подкрасить, что-то подправить, переписать имена и даты с табличек. Такая историко-патриотическая работа вполне по силам юнармейцам.

В течение нескольких часов поисковики нашли десятки захоронений, отмеченных безымянными железными крестами. Каждое из них было отмечено цветным скотчем, чтобы облегчить поиски в случае повторной экспедиции. Когда почти все кладбище было проверено, Оксана Киселева нашла могилу, железный крест на которой явно был сделан железнодорожниками: к нему, вместо таблички, была приварена ребристая подножка пассажирского вагона. Рядом расположенные могилы датируются от 1973 до 1980 года, к тому же захоронение находится недалеко от входа на кладбище. Все ориентиры совпали, и это место было обозначено как возможное место захоронения Ивана Пироженко.

Но на этом экспедиция не закончилась. Предстояло еще найти подтверждающие факты. Посовещавшись со старожилами, историки и волонтеры отправились на поиски местных жителей, которые могли бы помочь в этом деле. Решено было найти людей, которые знали при жизни Ивана Пироженко, а также тех, у кого могилы родственников находятся рядом с предполагаемой могилой героя.
Поисковики нашли тех, кто помнил Ивана Павловича по работе в кочегарке и обстоятельства его смерти. К сожалению, не смогли установить точного места его захоронения. Но, как отмечает Оксана Киселева, несмотря на трудности, еще есть надежда найти более точную информацию, поэтому работа по данной теме будет продолжена.

Вам будет интересно прочитать  Сцена лечит

Марина СЕЛИВАНОВА.

Подвиг Ивана Пироженко
(материал Княжпогостского историко-краеведческого музея)

5 февраля 1943 года от перрона станции Волховстрой отошёл поезд, который вёз продовольствие для голодающих ленинградцев, тем самым прорвав продовольственную блокаду города. Поезд вела бригада машиниста И. П. Пироженко. Он по праву был лучшим машинистом, а его товарищи по труду — самым надежным коллективом в депо.
Паровоз Эу-708-64 был закреплен за его бригадой. Перед поездкой Ивану Пироженко дали понять, что едут они не за наградами, а под пули и снаряды, ещё не известно, как всё обернётся. Были все шансы сложить головы на участке дороги, который насквозь простреливался вражеской артиллерией. Маршрут был такой: «Дорогой Победы» через «Коридор смерти» в Ленинград. В 53 вагонах находилось 350 тонн продовольствия: в 23 вагонах было сливочное масло, в остальных — растительное масло, консервы, сухофрукты, кондитерские изделия, солёная рыба. Паровоз был украшен портретом Сталина и транспарантами, на одном из них было написано: «Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду!» Надо ли описывать радость, с которой ленинградцы встречали этот поезд?
За успешно выполненное задание и героический рейс Пироженко был удостоен нагрудного значка «Почётный железнодорожник». 
В 1947 г. Иван Павлович был командирован в Коми АССР на станцию Ижма (так назывался тогда Сосногорск), на вновь построенную железную дорогу. Здесь, за годы работы в депо он проявил себя настоящим мастером, получил несколько отраслевых и государственных наград.
Большим ударом для коллег героя стал его арест и обвинение в убийстве. Никто этому не верил. Все коллеги отзывались о нем как о культурном, доброжелательном человеке, хорошем друге и наставнике. Иван получил немалый срок и отбывал его в колонии в поселке Синдор, где и остался жить после освобождения. Умер Иван Пироженко 20 мая 1975 года, одинокий, обиженный на жизнь и людскую несправедливость. 
В память о И. П. Пироженко в депо Сосногорска подготовлен стенд, ведется сбор материалов. В Лениградской области: 9 мая 1980 года паровоз Эу-708-64 получил постоянную прописку на перроне станции Волховстрой и ежегодно 5 февраля здесь проходят митинги, посвящённые первому поезду, въехавшему с продовольствием в Ленинград. 22 сентября 2017 года на территории локомотивного депо г. Волхова состоялось открытие мемориальной памятной доски, посвящённой машинисту И. П. Пироженко и его бригаде. Ведется сбор материала в музее волховстроевских локомотивщиков, который возглавляет Людмила Королева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Княжпогостские вести/Емва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.