Благодатные Половники

Половники

— Деревня умерла, это верно, но земля осталась, — сетовал престарелый житель Половников, ветеран войны Василий Степанович Лебедев в далеком 1989 году в интервью нашей газете. — Отвернулись все от деревни, бросили ее на произвол судьбы, посчитав неперспективной, а теперь, в конце своей жизни, слышу клич: «надо возрождать деревни». Поздно, ох, поздно.
Ошибался Василий Степанович. Сколько лет прошло с того времени, а деревенька Половники живет. И живет не благодаря растущему производству или крепкому хозяйству, а по самой простой причине — любви к своей малой Родине потомков, тех самых первых поселенцев, что основали деревеньку — Никанора Лебедева, Помы Данева и Исая Фотиева. И пусть постоянных жителей здесь не осталось, но каждое лето сюда приезжает со всей страны уйма народу — отдохнуть, поработать на земле и, конечно, отпраздновать очередные именины родного селения.

День деревни

Так уж заведено, что 28 июля, в день Кирика и Улиты, по многолетней традиции отмечается день рождения деревни. Первое официальное упоминание о Половниках — в дозорной книге 1608 года. Вот и считайте, в этом году ей исполняется 410 лет.
Солидная дата. А если копнуть чуть глубже, то окажется, что первые поселения в этих местах основаны еще во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Вот такая история.
Каждый год в этот день мужчины устанавливают на месте гуляний столы, скамейки. Женщины готовят яства для большого застолья, а активисты, или вернее деревенские «огонечки», спешно просматривают программу гуляния, чтобы все прошло без сучка и задоринки.
Сельчане сами организовывают себе праздник и сами приглашают гостей. Например, десять лет назад, на 400-летие деревни, приезжал Геннадий Габов и ансамбль «Аддзысьлöмъяс» (Встречи), каждое выступление которых принималось с восторгом. Геннадий Степанович отмечает, что это было потрясающее народное гуляние — «потому что душа этого хотела».
Стоит ли говорить, что в этом году, на очередной юбилей селения, половничане опять ждут Геннадия Степановича с его командой.
Валентина Фотиева вспоминает, что здесь всегда весело гуляли, отмечая всей деревней праздники. Когда ей было около десяти лет, в аккурат ко дню Кирика и Улиты, приехал брат. Собрал всех деревенских бабушек и устроил большое празднество. Бабушки надели свои лучшие наряды — сарафаны, бусы, исключительной красоты кокошники — «как они их сохранили?». Мужчины тоже приоделись — все в праздничных домотканых рубахах, подпоясанные. Танцевали кадриль, да так красиво, что дух захватывало.

Половники2Благодать

Это первое, что пришло в голову, когда я переехала на лодке речку, за что спасибо Александру Гололобову, и поднялась с берега к деревне. Половники утопают в зелени, кругом — непередаваемая красота и тишина, как в народных сказках. Пока добровольный экскурсовод Ольга Лебедева водит меня по деревне и знакомит с его жителями, я никак не могу насмотреться на открывающиеся виды. Сразу заметно, что каждый житель старается как можно лучше украсить свою усадьбу и подворье. Цветники, прудики, садовые фигурки, веселые скамеечки, заборные опоры, выкрашенные под березку или калитки, украшенные какими-то затейливыми фигурками, вот уж где разгуляться творческим фантазиям. Почти с каждого окна приветливо выглядывают веселые Петрушки и детские игрушки. Во всей деревне я не нашла ни одной не расписанной бочки для воды — новый жанр живописи.
Половники5Но больше всего поражает чистота. На тропинках, на полянках, в беседке около леса, рядом с которой стоит мангал и старый диван, и где в прошедшую ночь гуляла молодежь, не найти ни пустой бутылки, ни окурка, ни шоколадной обертки. И что вообще удивительно, в деревне нет ни одной развалюхи. Где у нас еще такое встретишь? Даже мосточки через Муську выглядят добротно и так чисто, как будто их недавно помыли. Видимо, сельчане не только не сорят, но и убирают. Как в своем доме.
Вся эта благодать создана не только природой, но и людьми. И немудрено, что людей сюда так притягивает. Вот, например, маленькая Злата. Каждый год приезжает в Половники из Сыктывкара. На вопрос: «Что тебе здесь нравится?» — отвечает: «Нравится купаться, у меня тут подружки, Маруся и Ева, а еще здесь каждый год у меня появляются новые таланты — рисовать, петь песни, духи делать. Я уже много духов сделала».
Половники3Или Надежда Фотиева из Санкт-Петербурга. «У меня раньше все время спрашивали, почему мы никогда на море не ездим, вроде неплохо зарабатываем. А меня всегда сюда тянуло. Сейчас, когда родных не стало, разбиваю отпуск: две недели на море, две — здесь, но этого очень мало. Ну, как на две недели сюда приехать? Это невозможно. Здесь теряешься во времени. За целый месяц, дай Бог, надышаться этим воздухом, насладиться вот этой природой.
Я здесь выросла и чем старше становлюсь, тем сильней меня сюда тянет. И люди у нас здесь замечательные. Всегда приходят друг к другу на помощь».
Людмила Дьяконова где только не побывала. Училась в школе в Сыктывкаре, потом в Ухте, работала на Сахалине, потом училась в Москве, работала в Казахстане, в Узбекистане. В 1999 году вернулась в Россию. Сейчас живет в Синдоре. «В 2010 году приехала на малую Родину в таком состоянии, что думала, только бы добраться до кладбища. А вот отошла! Родная земля вылечила. И живу».

Вам будет интересно прочитать  Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Мы помним

Половники3Сельчане свято чтят прошлое своей деревни. Недаром именно здесь родился и жил известный историк-краевед Иван Лебедев. Собирают и бережно хранят воспоминания старожилов, вырезки из газет, где упоминаются Половники, ведут семейные родословные.
Вот, например, воспоминания Капиталины Николаевны Якимовой (Лебедевой): «Я очень хорошо помню игуменью Гермогену. (Когда в лихие годы монашек выставили из монастыря, они поселились рядом с Половниками). Она была высокая, с очень прямой спиной,немногословная.Часто гуляла на лугу, расположенному около дома, где жила. Дом стоял на берегу впадения Муськи в реку Вымь. Помню, что люди старшего поколения говорили, что Гермогена ушла в монастырь из-за несчастной любви и была представительницей дворянского рода Строгановых.
Половники4Слышала, что собор и монастырь построили потомки Строгановых в благодарность, что этот край помог им стать именитыми людьми…
Монахини Анна и Мария (говорят, была еще третья монахиня, но я ее не помню) были очень добрыми, отзывчивыми,я часто ходила с ними за черникой в Керос и грибами… В Половниках до сих пор с любовью и уважением вспоминают игуменью Гермогену и монахинь за доброту, трудолюбие, доброжелательность, скромность».Игуменью помнит и представитель более молодого поколения Светлана Киселева. Детьми они Гермогену побаивались,даже около ее дома было страшно проходить. Хоронили игуменью на местном кладбище. «Какна кладбище идем, обязательно и к ее могилке заглядывали, поминали».
Многое помнят деревенские старожилы, и хорошее и плохое. Как голодали в трудные годы, как работали в колхозе, какие дома красивые стояли, какие наряды были у купеческой дочки, которую один из местных парней взял в жены. Потомки слушают и передают эти рассказы следующему поколению. И пока есть кому рассказывать и есть кому слушать — живет деревенька.

Марина СЕЛИВАНОВА.

Половники6

Половники7

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Княжпогостские вести/Емва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.